В Волгоградской области коммунальная плата выйдет за пределы

В Волгоградской области утвержден предельный индекс изменения размера коммунальной платы, который оказался выше индекса, установленного правительством РФ для региона. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на сайт администрации Волгоградской области, с 2015 года вступило  в действие постановление главы региона «Об установлении предельных индексов изменения платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях в размере, превышающим индекс изменения размера платы более чем на величину предельно допустимого отклонения от величины указанных индексов по субъекту».  Поясним, индексы повышения платы за коммунальные услуги были установлены правительством РФ 1 ноября 2014 года для каждого региона на период 2015-2018 годов. Согласно этому документу, для Волгоградской области с 1 июля 2015 года он составит  8,8%. То есть повышение коммунальной платы граждан с указанной  даты не должно быть выше этого значения. Для сравнения: минимальное значение индексации вносимой гражданами платы за коммуналку для Северной Осетии с 1 июля 2015 года составит 7,5%, для Якутии – 11%, для Москвы – 10%, для Санкт-Петербурга — 9,5%.В Федеральной службе по тарифам, комментируя это распоряжение правительства,  поясняли, что значения индексов были рассчитаны  «в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, а также данными, представленными органами исполнительной власти субъектов». Кроме того, в ведомстве по результатам мониторинга выяснили, что изменение фактических платежей граждан за коммунальные услуги в 2014 году складывалось ниже запланированного уровня. К данному утверждению можно относиться по-разному, однако факт остается фактом: правительство РФ определило для Волгоградской области четкий предел индексации повышения коммунальной платы – 8,8% с 1 июля 2015 года. 

Однако,  как следует из постановления губернатора, в муниципальных образованиях Волгоградской области с этого периода будут действовать  иные максимальные индексы изменения размера коммунальной платы – 15,26%, что почти в два раза выше тех значений, что фигурировали в  правительственных документах. Скажем сразу: такую возможность предоставляет другой документ федеральных властей, а именно – постановление правительства РФ от 30 апреля № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ». Согласно одному из пунктов этого документа,  по решению представительного органа муниципального образования  предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации. Как следует из документа, изданного кабинетом министров, превышение индексов возможно для «организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг». Но согласовывать изменения предельных индексов тарифов  правомочны лишь представительные органы муниципального образования – то есть городские и районные  думы. И уже потом губернатор на основании решения, принятого депутатами, или утверждает,  или отклоняет установление  предельного индекса. Надо сказать, что, как следует из распоряжения правительства от 30 апреля 2014 года, решения  депутатов об установлении  предельных  индексов,  превышающих  индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, должны  быть обоснованными. Представительным органам предлагается несколько вариантов для такого обоснования. Например, если на территории муниципалитета реализуется инвестиционный проект в системе коммунальной структуры  (та же концессия), направленный на повышение качества услуг и установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы. Причиной для принятия повышенного предельного индекса оплаты коммунальных услуг может стать и устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов и доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 процентов установленных экономически  обоснованных тарифов, а также выравнивание тарифов в муниципальных образованиях в субъекте Российской Федерации. 

Надо сказать, что процедура принятия решений представительных органов по установлению повышенного предельного индекса в подавляющем большинстве районных и городских дум в конце 2014 прошла «тихо и без шума». Любопытно, что обоснованием для такого, мягко говоря, непопулярного решения депутаты всех (!) дум выбрали лишь один пункт из предлагаемого перечня, касающийся доведения уровня оплаты коммунальных услуг до 100 процентов экономически обоснованных тарифов. То есть повышение предельного уровня оплаты коммунальных услуг в районах никоим образом не связано с инвестиционными проектами в этой сфере, по всей видимости, потому что никакой модернизации в данной отрасли в регионе не происходит. К слову, предельный индекс, превышающий эту величину по субъекту, касается определенного вида жилого фонда. Речь идет о домах с ограниченным набором коммунальных услуг – только электроснабжением. Кстати,  изменение тарифов на электроэнергию, которое произойдет с 1 июля 2015 года (для жителей сельской местности  — в размере 2,59 кВт.ч. , для жителей городских поселений – 3,70 кВт.ч) как раз вписывается в рамки максимума индекса оплаты коммунальных услуг —  15,26%. 

Больше всего жителей, которые попадают под действие повышенного индекса – это как раз те, кто проживает в районах области. Например, во Фроловском районе таких – 5007 человек, или 34,41% от численности населения. Но и в областном центре категория населения, которая ощутит действие принятого постановления, немаленькая – это 49692 человека, или 4,88% от общего количества жителей Волгограда. 

Между тем, процедура согласования предельных индексов, которая проходила в районных и городских думах, лишь в одном представительном органе муниципалитета обернулась скандалом. Семь депутатов Котовской районной думы выразили протест против решения  думы, в результате которого, как считают эти депутаты, с 1 июля этого года плата за коммунальные услуги для жителей района может вырасти на 600-800 рублей. Семеро народных избранников уже обратились  в прокуратуру района с просьбой отменить вышеуказанное решение. Такое же предложение ими направлено и губернатору области. Депутаты, не согласившиеся с предстоящим резким увеличением платы за коммуналку, также потребовали внести изменения в регламент районной думы, позволяющий проводить так называемое заочное голосование путем опроса, (когда с депутатами созваниваются по телефону и просят сказать «да» или «нет» по тому или иному вопросу), перевести председателя на неосвобожденную  работу, а также принятия решений по бюджету только 2/3 голосами от списочного состава. «В том случае, если наши требования не будут выполнены,- говорится в документе, переданном семеркой депутатов в думу,- мы не будем принимать участия в заседаниях Котовской районной думы, в заседаниях постоянных и временных комиссий, при этом мы продолжим заниматься депутатской деятельностью по другим направлениям». Депутаты, подчеркивается в обращении,  исходят из того, что «дума, которая своими решениями ухудшает и без того тяжелую жизнь жителям района, никому не нужна».