Сталинградский тракторный завод – одна из главных арен Сталинградской битвы.

 

Советская тяжелая промышленность в предвоенный период являлась одной из крупнейших во всем мире. Производственные мощности страны позволили ей выйти в абсолютные мировые лидеры по целому ряду показателей, продукты ее конкурировали с самыми лучшими мировыми образцами. Это был один из величайших рывков в истории мировой промышленности, когда страна, лежащая после Революции в руинах, смогла подняться в кратчайшие сроки (за пятнадцать лет) до уровня самых передовых стран остального мира.

С наступлением войск гитлеровцев на СССР все производства были в кратчайшие сроки переведены на военные рельсы и стали производить продукцию исключительно для военных нужд. Немаловажным достижением является и то, что очень многие заводы были из европейской части страны оперативно переброшены на Урал и в Сибирь, где в сжатые сроки начали массовое производство необходимых для фронта вещей.
Сталинградский тракторный завод был одним из первых заводов, построенных во время ускоренной индустриализации страны, которая была предпринята в 1920-м году. В возведении завода участвовали ведущие советские и иностранные специалисты, в том числе из США. В строй завод был введен в 1930-м году, что было отмечено сходом с конвейера первого трактора модели СТЗ-1 мощность которого составляла тридцать лошадиных сил. Произошло это 17 июня 1930 года, а к июлю того же года была освоена полная проектная мощность завода, которая составила 144 трактора в сутки.
С середины 1937 года завод постепенно переориентировался на производство трактора АСХТЗ-НАТИ мощностью 52 лошадиные силы. Комплектовалась эта модель керосиновым двигателем. Она была отмечена самой высокой премией «Гран-при» в 1938 году на Всемирной выставке в Париже, что отметило высочайшее качество собираемой на заводе техники и поставило его в один ряд с ведущими мировыми производителями.
Статистика показывает, что к 1940 году СТЗ выпустил около двадцати трех тысяч тракторов (включая 25 тысяч единиц гусеничной техники) что практически составляло половину тракторного парка всей страны.
С началом войны Сталинградский завод был в короткие сроки переоборудован под производство и ремонт танков знаменитой модели Т-34, а также двигателей для них. Особые сложности составляла эвакуация других заводов страны в сторону Сибири и Урала, что изолировало Сталинградский завод от остальных и вынудило его производить все комплектующие и детали самостоятельно. Продукции продолжала выпускаться и после входа войск вермахта в Сталинград.
СТЗ был одной из ключевых целей немцев при захвате города, так как на нем было налажено крупномасштабное массовое производство танков и комплектующих к ним, а также на его территории была расположена значительная материальная база и ремонтные мастерские, словом, весь завод имел важнейшее тактическое значение для советских войск. Армии вермахта он был нужен как опорный пункт по поддержке численности техники и конечно производству уже эффективно показавших себя в бою танков Т-34.
Нападение немецких войск на Сталинград из-за просчетов разведки, не отметившей вовремя перегруппировку сил противника, оказалось неожиданным. Армия генерала Паулюса неожиданным маневром рассекла оборонительную линию Сталинградского и Юго-восточного фронта и бросила в образовавшийся восьмикилометровый проем значительные авангардные силы. Немецкие танковые соединения и отряды мотопехоты вдруг оказались буквально в нескольких километрах севернее входа в город, совсем рядом с тракторным заводом.
С севера город был укреплен довольно слабо: там на некоторых высотах находились небольшие зенитные отряды, отражавшие немецкие авианалеты, которые происходили достаточно часто. Именно на них пал первый удар противника. Зенитные орудия слабо предназначены для ведения огня по наземным целям – как правило стрельба из них ведется только по воздушным. Тем не менее зенитчики начали обстрел танковых и мотострелковых соединений противника со всей мощью, на которую были способны их лучшие по тому времени 85-миллиметровые зенитные орудия. Конечно, они не могли задержать продвижение настолько значительных сил противника, но нанесли ему потери (пять самолетов, сорок три танка и больше сотни пехотинцев) и смогли предупредить город об атаке.
Работа на тракторном заводе шла своим чередом, когда пришла внезапная новость о немцах, которые уже совсем близко подошли к городу. На заводе в тот момент происходило обучение добровольцев народного ополчения, которые немедленно были приведены в боевую готовность для обороны завода и помощи отряду зенитчиков. Все рабочие завода также бросили всю работу и взяли в руки оружие. В качестве подкрепления к ним отправились курсанты военного училища, и пять бронекатеров.
Бой с авангардом противника шел два дня. За это время в городе были мобилизованы все танковые силы, которые только можно было собрать и все военные силы. Командующий фронтом А.И. Еременко назначил командующим всего тракторозаводского участка начальника автобронетанкового учебного центра генерал-майора Н. В. Фекленко. Командование первоочередной целью для отражения атаки противника поставило максимально быстрое введение в оборону всех танковых сил. Всего в распоряжении оказалось шестьдесят танков модели Т-34, в то числе и те, что находились на ремонте на тракторном заводе, включая не имеющие своего хода. Такие модели были поставлены на буксиры и использовались как стационарные огневые точки. Укомплектовали экипажи новоявленных танковых соединений курсантами учебной части, а механиками и водителями стали профессиональные работники с завода. Вошли эти соединения в состав 99-й танковой бригады под командованием подполковника П.С. Житнева.
По планам немцев завод должен был быть захвачен в течение трех дней. Атака началась 23 августа, но полностью немцы смогли занять территорию завода лишь в начале ноября. При этом завод непрерывно все это время выпускал танки, осуществлял их текущий и аварийный ремонт. Всего за время битвы завод ввел в строй 200 новых единиц танковой техники и семьдесят моторов. Деятельность завода была остановлена только после его значительного разрушения, после чего началась масштабная эвакуация имущества. Все, что было возможно эвакуировать, было вывезено, а остальное – затоплено.
Завод был стратегически важен для немцев не только благодаря его производственным возможностям, но и тем, что за его территорией находилась понтонная переправа через Волгу, сделанная из пустых баков тракторов. Располагалась она под водой и поэтому заметить ее сверху, с самолета было невозможно. Гитлеровцы знали о ее существовании, но не имели представления о ее конкретном местоположении. Захват территории завода с последующим выходом к Волге помог бы решить эту проблему.
В сентябре наступление немцев было остановлено, начались активные уличные бои позиционного типа. Но четвертого октября немецкие отряды начали новое массированное наступление по всем фронтам. Завод непрерывно штурмовали в течение четырех суток, но пробиться на его территорию гитлеровцы так и не смогли. После шести дней передышки, 14 октября, начался новый, решающий штурм. Паулюс собрал в кулак огромные силы и бросил их на захват завода. Огонь велся из сотен орудий, авианалеты шли непрекращающейся чередой (всего было совершено около трех тысяч вылетов). Завод стойко оборонялся, но численное превосходство врага и в личном составе (в пять раз), и в технике (в двенадцать раз), сделали свое дело. 16 октября немецкие части вошли на территорию завода, а к концу октября захватили всю его территорию.
Даже будучи захваченным противником завод продолжал сопротивляться. Под его территорией были проложены обширные лабиринты подземных коммуникаций, которыми активно стали пользоваться партизаны, в основном конечно дети и подростки. Партизаны устраивали масштабные диверсии, подрывающие как материальную базу противника, так и его боевой дух.
После контрнаступления советских войск на немецкую армию, тракторный завод снова стал ареной крупномасштабных боев, только на этот раз в ней оборонялась сорокатысячная немецкая группировка под командованием генерала-полковника Карла фон Штрекера. Он отказался подчиниться приказу командования о сдаче и до последнего сопротивлялся атакам советских солдат. Но, взятые в осаду немецкие части не смогли выстоять и 2 февраля 1943 года капитулировали. Сам генерал-полковник был найден застрелившимся в подвале завода.
СТЗ, благодаря своему исключительному территориальному и производственному значению стал одной из главных ключевых точек Сталинградской битвы, сыгравшей одну из главных ролей, как в обороне города, так и в уничтожении немецких частей и изгнанию их с советской земли.