Военно-воздушные силы в Сталинградской битве

 

Военно-воздушные силы, вид Вооруженных Сил, предназначенный для действий
совместно с другими видами Вооруженных Сил и самостоятельно при решении
оперативных и стратегических задач. В период Сталинградской битвы ВВС
организационно делились на фронтовую авиацию и авиацию РВГК, а по
боевому предназначению — на истребительную, бомбардировочную, штурмовую и
разведывательную авиацию. ВВС были представлены объединениями
(воздушная армия), авиационными соединениями (корпус, авиационная
дивизия), частями (полк) и подразделениями (эскадрилья, звено, экипаж).
ВВС к началу оборонительной операции на Сталинградском направлении
(17.07.1942 г.) были представлены 8-й ВА Сталинградского фронта
(командующий генерал-майор авиации Т.Т. Хрюкин), насчитывала 454 боевых
самолета, в т.ч. 74 ночных бомбардировщика. В августе была сформирована
16-я ВА (командующий генерал-майор авиации П.С. Степанов, с октября
генерал-майор авиации С.И. Руденко). Кроме того, в полосе фронта
действовало до 150—200 бомбардировщиков дальней авиации и 60
истребителей 102-й иад ПВО. При этом самолеты новых типов (Як-1, Ил-2,
Пе-2) составляли лишь 50 % их общего количества. В июле — августе в
оперативном подчинении 8-й ВА находилась «особая группа № 1», включавшая
150-й бомбардировочный (самолеты Пе-2), 434-й и 484-й истребительные
(самолеты Як-1) авиационные полки, Тбилисскую специальную авиагруппу (2
штурмовых и 3 истребительных авиационных полка).
Степной характер местности на Сталинградском театре боевых действий
позволял быстро строить полевые аэродромы, однако отсутствие лесов
затрудняло их маскировку. Имевшиеся аэродромы находились на значительном
удалении друг от друга. Это вызывало большие трудности в
оперативно-тактическом применении авиации и ее материально-техническом
обеспечении.
Несмотря на невыгодное соотношение сил (в составе 4-го Воздушного флота
Люфтваффе на 23.07.1942 г. числилось около 700 самолетов), активность
советской авиации все время возрастала. Если при ведении обороны на
дальних подступах к Сталинграду в среднем ежесуточно совершалось 450 —
460, то в период боев на ближних подступах — 590 — 600, а в ходе боевых
действий за город 670 — 680 самолетовылетов. Основные усилия ВВС
направлялись на уничтожение живой силы и техники врага на поле боя,
прикрытие своих войск и важных объектов. Для выполнения этих задач было
совершено до 84% всех самолетовылетов. Отличительной особенностью боевых
действий авиации явилось резкое увеличение удельного веса ее ночных
действий. В период оборонительной операции на Сталинградском направлении
он возрос до 47 % всех самолетовылетов. Ночные бомбардировщики наносили
противнику значительные материальные потери и оказывали большое
моральное воздействие на личный состав немецко-фашистских войск.

 

 

На оборонительном этапе Сталинградской битвы вместе с ВВС в отражении
вражеского воздушного наступления активно взаимодействовали войска ПВО. В
ходе Сталинградской битвы они были представлены зенитной артиллерией,
истребительной авиацией и специальными частями и подразделениями. К
началу битвы в состав Сталинградского корпусного р-на ПВО (командующий
полк.Е.А. Райнин) входили девять зенитных артиллерийских полков (748,
1077, 1078, 1079, 1080, 1082, 1083, 1087, 1088-й), семь отдельных
зенитных артиллерийских дивизионов (80, 82, 85, 188, 267, 284, 416-й),
два отдельных зенитно-пулеметных батальона (15-й, 16-й), 43-й
прожекторный полк, шесть отдельных батальонов ВНОС (10, 14, 43, 44, 70,
103-й), 6-й отдельный дивизион аэростатов заграждения, подразделения
обеспечения.В оперативное подчинение Сталинградского корпусного р-на ПВО
была передана 102-я иад ПВО (командир полк.И.И. Красноюрченко, с 16
октября — полковник И.Г. Пунтус) в составе 439, 629, 651, 652, 788-го
иап. Всего в группировке ПВО имелось 60 самолетов-истребителей, 566
зенитных орудий среднего и малого калибра, 470 зенитных пулеметов, 6
зенитных бронепоездов, 165 прожекторных станций, 81 пост аэростатов
заграждения, 3 радиолокационные станции и 6 отдель¬ных батальонов ВНОС.
В основу ПВО Сталинграда был поло¬жен принцип создания круговой,
эшелонированной в глубину зональной обороны. Общая глубина зоны ПВО к
началу враже¬ского наступления достигала 200 – 250 км, что позволяло
обнаруживать и встречать воздушного противника силами истребительной
авиации на дальних подступах к городу. В целях обеспечения наращивания
усилий ПВО на направлениях полета авиации врага три истребительных
авиационных полка размещались на аэродромах в 150-180 км западнее и
юго-западнее Сталинграда (Морозовск, Котельниковский). Два полка
прикрывали ближние подступы, дислоцируясь на аэродромах Воропоново,
Бекетовка. С продвижением противника на Сталинградском направлении
истребительные авиационные полки с аэродромов Морозовск и
Котельниковский были перебазированы на ближние подступы — на аэродромы
Гумрак и пос. Тракторный.

 

 

Непосредственные подступы к Сталинграду прикрывались зенитной
артиллерией среднего калибра. Основная группировка ее располагалась на
правом берегу Волги. Глубина зоны огня на северном, северо-западном и
западном направлениях достигала 18 км, а на юго-западном и южном
направлениях составляла 8—12 км. Для улучшения управления огнем зенитной
артиллерии было создано семь боевых секторов. Каждый сектор оборонялся
одним зенитным артиллерийским полком среднего калибра, некоторые сектора
усиливались отдельными дивизионами среднего калибра. Зенитная
артиллерия малого калибра и зенитные пулеметы использовались для
усиления прикрытия заводов (Сталинград¬ского тракторного завода,
«Баррикады», «Красный Октябрь»), Сталинградской ГРЭС, нефтебазы, а также
боевых порядков зенитной артиллерии среднего калибра, аэродромов
истребительной авиации и других важных объектов вне города. Зенитные
бронепоезда курсировали на участке железнодорожной линии Поворино —
Сталинград. Чтобы обеспечить стрельбу зенитной артиллерии в темное время
суток, вокруг города была создана световая прожекторная зона. Аэростаты
заграждения использовались в целях усиле¬ния обороны отдельных важных
объектов: заводского р-на города, Сталинградской ГРЭС и заводов в
Бекетовке и Красноармейске. Для обнаружения воздушного противника и
оповещения о нем была создана сеть постов ВНОС, расположенных в основном
западнее Волги, с удалением внешнего рубежа постов на 200 – 250 км.
Имевшиеся три радиолокационные станции были развернуты в 60 – 80
км.западнее и юго-западнее Сталинграда. Как правило, первоначально они
служили для обнару¬жения воздушного противника, а с конца августа 1942
г. — и для наведения истребительной авиации.
К исходу 22.7.1942 г., когда наземные войска противника вышли к
переднему краю главной полосы обороны Сталинградского фронта, глубина
зоны ПВО уменьшилась в два раза и составляла не более 120 км. В ходе
дальнейшего продвижения немецких войск к Сталинграду боевые условия для
войск Сталинградского района ПВО становились все более сложными.
Противник, перебазировав значительную часть самолетов на передовые
аэродромы, стал производить на город несколько налетов в сутки,
использовать истребительную авиацию для сопровождения бомбардировщиков и
блокирования наших аэродромов. В то же время глубина системы ВНОС на
подсту¬пах к Сталинграду с запада уменьшилась (до 50 км.и менее), а при
подходе врага к его окраинам посты ВНОС пришлось размещать
непосредственно в городе на крышах высоких зданий. Истребительные
авиационные полки передислоцировались на аэродромы на восточном берегу
Волги. В связи с этим радиолокационные станции были развернуты вблизи
командных пунктов истребительных авиаполков и появилась возможность
использовать их для наведения истребителей, что в свою очередь повысило
эффективность боевых действий.
В указанный период особое значение имела надежная защита от ударов с
воздуха волжского речного пути и железнодорожных коммуникаций, идущих к
Сталинграду и районам сосредоточения стратегических резервов. На
пристанях и различных плавсредствах (пароходах, буксирах, баржах и пр.)
было установлено свыше 300 зенитных орудий и пулеметов. Для руководства
зенитными частями и подразделениями была создана Волжская оперативная
группа ПВО. Железнодорожные коммуникации на Юго-западном направлении от
ударов вражеской авиации прикрывали войска Сталинградского,
Астраханского, Воронежско-Борисоглебского, Саратовско-Балашовского и
Пензенского районов ПВО. Для этого из их состава вы¬делялись 70
самолетов-истребителей, 570 зенитных ор., 226 пулеметов и 59
прожек¬торов. При организации прикрытия эше¬лонов в пути нашли широкое
применение маневренные зенитные артиллерийские группы. В их состав
входили зенитные орудия малого калибра и зенитные пулеметы,
устанавливаемые на железнодорожных платформах. Кроме того, на железных
дорогах действовали зенитные бронепоезда.

 

 

Наряду с отражением массированных налетов авиации на Сталинград и
объекты фронта войскам Сталинградского корпусного района ПВО приходилось
вступать в борьбу и с наземным противником. 23 августа зенитчики
1077-го зенитного артиллерийского полка под командованием подполковника
В.Е. Германа приняли на себя удар вражеских танков и пехоты на северных
подступах к Сталинграду. Появление противника на этом направлении
считалось маловероятным, поэтому советских наземных войск здесь не было.
Зенитчики оказались один на один со значительной группировкой вражеских
танков и мотопехоты. В течение двух дней они вели ожесточенные бои и не
позволили врагу с ходу прорваться в город, дав советскому командованию
время и возможность подтянуть необходимые силы для укрепления обороны с
севера. Храбрые воины уничтожили и подбили 83 танка и 15 автомашин с
пехотой, истребили свыше трех батальонов автоматчиков, сбили 14
самолетов противника. В период борьбы за город в сентябре — ноябре 1942
г. наиболее напряженные бои пришлось вести зенитчикам 1087-го зенитного
артиллерийского полка (командир подполковник Г.И. Ершов), прикрывавшего
соединения и части 62-й Армии. Для непосредственной защиты боевых
порядков частей зенитной артиллерии в оборонительный период за счет
личного состава этих частей было создано свыше 100 взводов, вооруженных
автоматами, противотанковыми ружьями, гранатами и бутылками с горючей
жидкостью. Они располагались на удалении 100—300 м. от позиций зенитных
батарей на наиболее вероятных направлениях действий наземного
противника.
Опыт противовоздушной обороны Сталинграда подтвердил правильность
основных принципов организации ПВО крупных центров и промышленных
районов страны, разработанных в довоенный период, проверенных в битвах
под Москвой и Ленинградом и получивших дальнейшее развитие в
Сталинградской битве. Массированным действиям авиации противника были
противопоставлены согласованные по цели, времени и пространству действия
значительных сил Войск противовоздушной обороны страны, войсковой ПВО и
истребительной авиации воздушных армий. Главным итогом боевой
деятельности войск ПВО страны в оборонительном этапе Сталинградской
битвы явилось то, что они совместно с истребительной авиацией фронтов и
войсковой ПВО в условиях господства в воздухе нем. авиации и
непосредственного соприкосновения с наземным противником сумели успешно
отразить его многочисленные воздушные налеты, помогли нашим войскам
отстоять Сталинград, а затем разгромить врага на Сталинградском
направлении. С июля по декабрь 1942 г. части Сталинградского корпусного
р-на ПВО и 102-й иад уничтожили 699 самолетов, 173 танка, подавили около
50 артиллерийских и минометных батарей.
Важно отметить, что при обороне Сталинграда советская авиация впервые
приобрела опыт уничтожения вражеских сил и средств в крупном городе.
Основными объектами ее действий являлись отдельные здания, занимаемые
врагом, его артиллерия, танки, скопления войск и техники на улицах и во
дворах. Более четко, чем прежде, отрабатывались вопросы взаимодействия с
сухопутными войсками. Штурмовики и истребители наносили удары по
противнику непосредственно на переднем крае.
В оборонительный период битвы фронтовая авиация, авиация дальнего
действия и истребительная авиация ПВО страны совершили 77 тыс.
самолетовылетов. На войска и объекты противника было сброшено 23 тыс. т
бомб, выпущено 38 тыс. реактивных снарядов, израсходовано до 1,2 млн.
пушечных снарядов и около 4 млн. патронов; в воздушных боях и на
аэродромах уничтожено свыше 1400 боевых и транспортных самолетов врага,
созданы условия для завоевания господства в воздухе.
К началу контрнаступления под Сталинградом в составе группировки
советских ВВС находились 17-я ВА (командующий генерал-майор авиации С.А.
Красовский) Юго-Западного фронта, 16-я ВА Донского фронта и 8-я ВА
Сталинградского фронта. Для усиления воздушных армий трех фронтов
решением Ставки ВГК из резерва в их состав было направлено два смешанных
авиационных корпуса и семь отдельных авиационных дивизий. Кроме того, в
интересах Юго-Западного фронта привлекалась часть сил 2-й ВА
(командующий генерал-майор авиации К.Н. Смирнов) Воронежского фронта,
авиация дальнего действия, а также 102-я иад Войск ПВО страны. Общее
руководство всеми авиационными соединениями и объединениями осуществлял
представитель Ставки ВГК по авиации — командующий ВВС Красной Армии
генерал-полковник авиации А.А. Новиков.
В отличие от операций первого периода Великой Отечественной войны
авиация в ходе контрнаступления применялась массированно. Это
достигалось сосредоточением усилий воздушных армий и авиации дальнего
действия главным образом в полосах наступления ударных группировок
фронтов и для решения важнейших задач на наиболее ответственных этапах
операций. Под Сталинградом зародилась новая форма оперативного
применения авиации — авиационное наступление. Был получен богатый опыт
организации взаимодействия с подвижными группами общевойсковых
объединений. Например, 13-й тк и 4-й мк Сталинградского фронта
поддерживали по одному штурмовому и одному истребительному авиационному
полку. В подвижные соединения от взаимодействующих с ними авиационных
соединений выделялись оперативные группы со средствами связи. В конце
ноября перед авиацией была поставлена задача по созданию блокады
воздушной окруженной группировки противника под Сталинградом. С целью
завоевания и удержания господства в воздухе резко возросло количество
самолетовылетов для действий по аэродромам противника (с 3 % в период
обороны до 14 % в ходе контрнаступления). На земле было уничтожено и
повреждено свыше 790 вражеских самолетов. Новым в организации управления
авиационными соединениями в масштабе воздушной армии было создание
вспомогательных пунктов управления на направлениях главных ударов
фронтов. Широкое развитие получило управление боевыми действиями
истребителей по радио со специально создаваемых пунктов управления.
Позже они стали использоваться и для управления штурмовиками над полем
боя.
После окружения группировки немецко-фашистских войск под руководством Ф.
Паулюса командование люфтваффе приняло решение обеспечить ее снабжение с
помощью авиации. Воздушный мост начал действовать 24.11.1942 г. В связи
с этим в составе немецкого 4-го воздушного флота были созданы два
авиакомандования: в первое, которое возглавил командир 1-й транспортной
эскадры полковник Форстер, входили самолеты Ju-52 (до 29 дек.), Ju-86 (с
5 дек.), Ju-290; второе под руководством командира 55-й
бомбардировочной эскадры полковника Кюля имело самолеты He-11 и He-177
(с 15.1.1943 г.). Их воздушное прикрытие обеспечивали истребители
Ме-109, Ме-110, FW-200 (с 9 янв.). Общее руководство снабжением по
«воздушному мосту» последовательно возлагалось на начальника района
аэродромного базирования Тацинская генерал-майора Каргатенко, с 1
декабря — командира 8-го авиационного корпуса генерал-лейтенанта М.
Фибига, а с 15 января по личному приказу А. Гитлера — на
генерал-фельдмаршала Э. Мильха.
Немецкие самолеты базировались на аэродромах Тацинская, Котельниковский,
Морозовск, Чернышевский, Зимовники. К середине декабря 1942 г.
группировка транспортной авиации насчитывала около 1 тыс. самолетов. Их
пилотировали лучшие кадры, в т. ч. летчики-инструкторы из летных школ,
опытные экипажи с международных авиатрасс Берлин — Париж, Берлин—Рим,
пилоты из отряда связи А. Гитлера. Сначала полеты совершали одиночные
транспортные самолеты, приземлявшиеся на аэродромы БольшаяРоссошка,
Питомник, Басаргино, Сталинград-Центральный и др. За последнюю
пятидневку ноября окруженной группировке было доставлено 269 т. грузов. В
начале декабря в район окружения стали прилетать группы по 20-40
транспортных самолетов под прикрытием истребителей. Наряду с полетами по
кратчайшему расстоянию (40 км.) самолеты следовали и по обходным
маршрутам, для чего пересекали Волгу южнее Сталинграда, выходили в район
Средней Ахтубы и оттуда шли на посадку. За первую декаду декабря они
доставили 1377 т. грузов.
Для борьбы с транспортной авиацией противника командование
Военно-Воздушных Сил Красной Армии в конце декабря 1942 – начале января
1943 г. разработало стройную систему воздушной блокады окруженных
немецко-фашистских войск. Она осуществлялась соединениями воздушных
армий и зенитной артиллерии фронтов в тесном взаимодействии с войсками
ПВО и реализовывалась как путем блокировки аэродромов и посадочных
площадок, используемых транспортными самолетами, так и штурмовыми
налетами на транспортные самолеты во время их стоянки под погрузкой или
разгрузкой на аэродромах. 4.12.1942 г. командующий ВВС генерал А.А.
Новиков направил в адрес командующих 8-й ВА и 16-йВА Т.Т. Хрюкина и С.И.
Руденко специальную директиву по организации воздушной блокады
окруженной группировки противника. В ней устанавливались
разграничительные линии и зоны ответственности между воздушными армиями,
давались указания о выделении истребительных и штурмовых дивизий и
полков и закреплении за ними определенных участков. Для борьбы с
транспортной авиацией врага предлагалось организовать разведку и
блокирование аэродромов, находящихся в кольце окружения. О сбитых и
уничтоженных транспортных самолетах предписывалось докладывать по
телефону на командный пункт командующего ВВС, а подробные донесения
представлять ежедневно к 22.00 по телеграфу. Одновременно генерал А.А.
Новиков, координировавший действия авиации под Сталинградом, уточнил
задачи 17-й ВА (генерал С.А. Красовский), 102-й иад ПВО (командир —
полковник Пунтус) и соединений АДД (командующий генерал А.Е. Голованов).
Было налажено взаимодействие с зенитными артиллерийскими частями,
упорядочена работа системы ВНОС. Борьба с транспортной и
бомбардировочной авиацией стала вестись одновременно в четырех зонах.

 

 

Первая зона находилась за внешним фронтом окружения. Здесь ставилась
цель – уничтожение вражеской авиации на его аэродромах: Тацинская,
Морозовский, Сальск, Новочеркасск, Ростов, Старобельск. Борьбу в этой
зоне вели соединения 17-й ВА, АДД, а с конца декабря и 8-й ВА.
Привлекались для выполнения этой задачи и ВВС Закавказского фронта.
Особенно удачным был штурмовой удар по аэродрому Сальск, где 9.01.1943
г. удалось вывести из строя более 70 самолетов Ю-52.
Вторая зона располагалась между внутренним и внешним фронтами окружения и
делилась на 5 секторов, в каждом из которых действовала группа
истребителей, количество которых определялось степенью активности
противника в данном секторе. В 1-м секторе действовала 220-я иад, во 2-м
(р-н Калач-на-Дону, Песковатка) — 283-я иад, в 3-м (р-н Алтухов,
Желтухин (за се¬верным фасом кольца окружения) — 220-я иад, 283-я иад,
228-я шад, 223-я бад, 271-я ночная бад; в 4-м секторе (р-н
Новоникольское, В.-Погромное, Ленинск, Капустин Яр) действовали 268-я
иад, 201-я иад, 287-я иад, 272-я ночная бад, 214-я шад, 206-я шад; в 5-м
секторе — 8-я ВА (в р-не Абганерово): 235-я иад, 201-я иад, 214-я шад,
268-я иад, 206-я шад, 272 ночнаябад. Вероятные маршруты полетов
противника патрулировались истребителями, на аэродромах было
организовано дежурство истребителей и штурмовиков. Для наведения
самолетов на цели использовались радиолокаторы 102-й иад ПВО и
радиостанции наведения.
Третья зона – зона действия зенитной артиллерии. Она окаймляла весь
район окружения и имела ширину 16—20 км в юго-западном и до 30 км.в
южном направлениях. Зона делилась на районы, во главе которых стояли
командиры зенитных частей. Использовались зенитные средства Донского
фронта, принадлежащие общевойсковым армиям, часть сил Сталинградского
фронта (в декабре) и часть сил зенитных средств Сталинградского
корпусного района ПВО, переброшенных с левого берега Волги. К 20.12.1942
г. в этой зоне было 395 зенитных орудий среднего и малого калибра и 241
зенитный пулемет.
Четвертая зона — уничтожение немецких самолетов на аэродромах и
посадочных площадках противника в районе окружения. В ней действовала
часть сил 16-й и 8-й ВА, а также специально выделенный полк особого
назначения 102-й иад ПВО. Эффективные удары наносились по аэродромам
Питомник, Басаргино, посадочным площадкам Гумрак и Карповка. В этой зоне
использовались также легкие бомбардировщики ПО-2, которые по ночам
непрерывно сбрасывали бомбы малого калибра на вражеские аэродромы.
Всего за время воздушной блокады было выведено из строя около 1200
немецких самолетов, в том числе 775 транспортных, 189 бомбардировщиков и
200 истребителей. Вместо обещанных 300 т грузов в сутки 6-я полевая
армия получала в среднем 50—60 т грузов. Попытка немецкого командования
снабжать по «воздушному мосту» окруженную группировку под Сталинградом
не удалась.
Всего в ходе наступательной фазы Сталинградской битвы авиация воздушных
армий фронтов и авиация дальнего действия совершила около 36 тыс.
самолетовылетов. Было сброшено 141 тыс. бомб, свыше 2,7 тыс. ампул с
зажигательной смесью КС и израсходовано 30 тыс. реактивных снарядов.
Войскам противника был нанесен значительный ущерб, а его авиация за этот
период потеряла около 3 тыс. самолетов. Всего за время битвы советская
авиация совершила около 113 тыс. самолетовылетов. В воздушных боях и на
аэродромах она совместно с Войсками ПВО страны и войсками фронтов
уничтожила свыше 4400 боевых и транспортных самолетов.
За мужество и героизм личного состава, проявленные при выполнении боевых
задач в ходе Сталинградской битвы, 38 авиационных соединений и частей
были преобразованы в гвардейские, 29 удостоены почетных наименований
Сталинград¬ские, Донские, Среднедонские. Десятки тысяч авиаторов
награждены орденами и медалями.

Материал предоставлен Государственным  казенным учреждением Волгоградской области «Центр патриотической и поисковой работы».