Проблемы российского рынка стали

Украина сдает позиции на мировом рынке производства стали Новости экономики Гипотеза
Стремительный подъем российского рынка стали во втором квартале текущего года по-степенно перешел в период стабильности котировок при высоком уровне спроса летом и в начале осени, а сейчас рынок предсказуемо идет на спад.
В последнее время практически все эксперты пересматривают прогнозы объемов потребления стали в России в сторону понижения. Так, если весной российские специалисты и аналитики World Steel Association (WSA) предсказывали на 2014 год расширение российского рынка на 2,5-3%, то в своем недавнем обзоре, опубликованном в начале октября, WSA указывает для России спад на 0,5% по сравнению с прошлым годом.
Спад наметился даже в строительной отрасли, которая традиционно считается одним из «локомотивов» российской экономики.
Еще хуже ситуация в машиностроении. Производство легковых автомобилей за девять месяцев уменьшилось на 6,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а грузовых — на 21,5%. Спад в сентябре составил 18,1% в легковом секторе и 27,6% в
грузовом.
В последние два месяца ряду автозаводов пришлось сокращать или даже приостанавливать выпуск. Достаточно неутешительными выглядят показатели и в отношении других видов металлоемкой промышленной продукции. Выпуск железнодорожных вагонов, строительно-дорожной техники, многих видов бытовой техники отстает от прошлогодних показателей. Вследствие этого приходится признать, что прогнозы WSA относительно сокращения видимого спроса на прокат в России по итогам текущего года имеют под собой основания.
В сентябре промышленное производство в России показало 2,8%-ный рост по сравнению с тем же месяцем 2013 года. Однако положительный показатель после «нулевого» августа был достигнут за счет таких отраслей как добыча полезных ископаемых, пищевая, легкая, химическая промышленность, где удельное потребление металлопродукции относительно невелико.
В то же время, машиностроение, по большей части, находится в отстающих, а строительство демонстрирует низкие темпы роста.
Российский рынок стали в настоящее время подвержен действию нескольких факторов риска, которые, очевидно, во многом будут определять ситуацию в конце текущего и начале будущего года. И среди них, в первую очередь, следует назвать ослабление руб-ля, с начала 2014 года потерявшего уже почти 25% своей стоимости по отношению
к доллару.
В некоторой степени, слабый рубль оказался выгодным для российских металлургов. Он повысил их конкурентоспособность, дал возможность увеличить поставки стальной продукции на внутренний рынок в рамках импортозамещения, а также расширить объемы экспорта. Но, в то же время, падение курса рубля оказало угнетающее воздействие на потребительский рынок. В целом инфляцию в этом году удалось удержать под контролем. Но и реально происшедшего повышения цен на различные товары хватило для создания крайне негативных потребительских ожиданий. Многие люди в этом году, опасаясь падения доходов в будущем, отказались от приобретения автомобилей и круп-ной бытовой техники, что привело к резкому сужению рынка. Пожалуй, даже можно говорить о возникновении в российской экономике эффекта «порочного круга», когда не-благоприятные ожидания приводят к сокращению спроса, низкий спрос вызывает спад производства, а спад, в свою очередь, оправдывает и усиливает негативные ожидания.
Безусловно, немалую роль в этом нарастании пессимизма сыграли и введенные против России санкции. Они объективно способствовали падению инвестиционной активности в частном секторе, что стало еще одним источником снижения спроса на прокат, и ужесточению кредитной политики российских банков. Между тем, ухудшение условий автокредитования, по единогласному мнению отраслевых специалистов, стало одной из основных причин падения продаж автомобилей в текущем году.
Наконец, в конце сентября на мировых товарных биржах началось падение цен на нефть. К 15 октября котировки на лондонской бирже IPE рухнули на 13,3% по сравнению с уровнем месячной давности и более чем на 27% по сравнению с максимальным в 2014 году уровнем, достигнутым в середине июня.
Причем, как утверждают эксперты, удешевление нефти является долгосрочной тенденцией, обусловленной избыточным объемом добычи и спадом в мировой экономике. Учитывая то, что российский бюджет на 2015 год сверстан на основании средней стоимости нефти в $100 за баррель, в государственных финансах возникает серьезное напряжение. Конечно, благодаря накопленным резервам Россия выдержит удешевление нефти до $80-90 за баррель на срок не менее двух лет, но падение цен на нефть, вероятно, вызовет дальнейшее ослабление рубля, а многие бюджетные программы и, соответственно, государственные инвестиции могут быть сокращены либо вовсе отменены. Естественно, это тоже неблагоприятным образом скажется на российском рынке стали.
В целом, согласно обнародованным в начале октября прогнозам МВФ и Мирового банка, темпы роста ВВП России в 2014-2015 годах составят не более 0,2-0,5%.
Судя по всему, в ближайшие месяцы кризис в Украине будет только усиливаться, а значит, ослабления санкций не произойдет. И если ничего не менять, российская экономика, действительно войдет в полосу стагнации. Пока что правительство пытается противостоять негативным тенденциям посредством «точечных» стимулирующих программ и привычного усиления протекционизма. В частности, с сентября действует программа субсидирования покупки новых автомобилей российского производства.
С начала года обсуждается возможность введения запрета на продление срока службы железнодорожных вагонов, что, по идее, должно подвигнуть транспортников к приобретению новых. Только что обнародован проект запрета закупок импортных автомобилей, проката и продукции тяжелого машиностроения отечественными госкомпаниями. Одна-ко, эффективность этих шагов при сохранении негативных ожиданий в экономике и на потребительском рынке, очевидно, будет весьма ограниченной.
С другой стороны, еще весной этого года в России была обнародована концепция «но-вой индустриализации», предполагавшая резкое увеличение инвестиций, в первую очередь, государственных, в создание новых производственных мощностей как в традиционной индустрии, так и в высокотехнологических отраслях. Но тогда эта тема не получила продолжения, а сейчас реализация подобных инициатив затруднена вследствие падения цен на нефть и, соответственно, бюджетных доходов, а также появления проблем с приобретением за рубежом современного оборудования и технологий. Чтобы в такой ситуации решиться на крупную программу стимулирования экономики за счет госинвестиций, необходимо, как минимум, пересмотреть основные подходы к финансовой и монетарной политике.

Тем не менее, необходимо отдавать себе отчет в том, что инерционный сценарий, т. е. сохранение всех нынешних тенденций, скорее всего, обрекает российский рынок стали на длительную стагнацию. Чтобы возобновить рост, нужно что-то менять.